Производство

Есть в процессе производства притягательное таинство созидания… Как когда-то Господь Бог слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, так и современные мастера этап за этапом неказистый кусок глины превращают в долговечные и прекрасные изделия, которые радуют глаз и согревают душу.

Начало начал. Путь будущей вещи начинается в голове художника. Рожденный им образ изделия воплощается в карандашных набросках, затем в объемной пластилиновой модели, по которой на следующем этапе будет создана гипсовая модель.

Модель. Создание гипсовой модели – важный этап. Именно модель задает окончательную форму изделия, определяет его соответствие замыслу художника. Затем модель разрезается на части, по которым делают разъемные гипсовые литьевые формы. Чем сложнее будущее изделие, чем больше оно содержит декоративных элементов, тем больше изготавливается для него гипсовых форм, для каждого элемента своя форма. К примеру, для некоторых квасников делается больше 50 форм.

Литье. Литейщики заполняют формы шликером. Шликер – это фарфоровая масса, приготовленная на основе глины и разведенная водой до консистенции очень густых сливок. Изготавливают шликер в соседнем, массозаготовительном цеху. Пористый гипс впитывает влагу, шликер затвердевает и приобретает очертания литьевой формы. Вышедшие из формы детали будущего изделия литейщики склеивают шликером, в результате получается заготовка.

Оправка. Заготовки попадают в заботливые руки оправщиц. Они аккуратными движениями срезают и зачищают швы от литьевых полуформ и мягкой губкой заглаживают всю поверхность до почти идеальной гладкости.

Первый обжиг. Подсохнув на стеллажах-контейнерах, заготовки поступают в печь. Предварительный (ýтильный) обжиг - при температуре 900º - придает форме технологическую стойкость.

Фуксиновый контроль. Изделия после предварительного обжига могут иметь мелкие трещинки, невидимые глазу, которые при заключительном обжиге становятся критичными. Для их выявления заготовку окунают в фуксин, от чего белый фарфор становится ярко-розовым, а трещинки и мелкие сколы остаются белыми.

После прохождения контроля ставится фирменный знак.

Художественная роспись. В просторном светлом помещении, где пахнет краской и глиной, трудятся живописцы. Их основные инструменты – бельичьи кисточки, стеклянная палитра, шпатели, баночка с черной смесью – окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска, черный как сажа порошок, становящийся при обжиге ярко синим. Рисунок, задуманный художником, переносится на изделие. Затем изделие ставится на вращающуюся подставку – турнетку и точными, легкими, уверенными движениями живописец воссоздает заданный орнамент. Это удивительное волнующее зрелище – работа мастеров. Ручная роспись делает произведение уникальным и неповторимым даже при наличии готового шаблона.. Ведь количество взятой на кисточку краски для мазка или сила нажатия могут изменить рисунок.

Когда художник сам расписывает свое произведение, это называется «авторская роспись», и каждый такой авторский экземпляр считается эксклюзивным.

Любое изделие требует кропотливой работы и авторского подхода, именно поэтому на каждом из них ставится подпись художника или живописца.

Глазурование. Расписанное изделие окунают в смесь из мелкомолотых стеклянных фракций и воды. И… рисунок исчезает, исчезает и розовый фон, приобретенный после обработки фуксином, изделие становится таким же белым как после выхода из литьевой формы.

Политой обжиг. Вагонетка, где ярусами устанавливают расписанные и глазурованные изделия, заезжает в печь размером с дачный домик. Начинается самый важный этап технологической цепочки. Как завершающий этап, политой обжиг знаменует успех или неудачу всего дела. На этом этапе особая роль принадлежит обжигальщику. Опытный мастер может по цвету пламени определить температуру. Конечно, в современных печах стоят датчики, но правильное прохождение всех этапов 18-часового обжига во многом зависит от мастера-обжигальщика. В яростном пламени, при температуре 1350º, происходит чудо: глазурь делается прозрачной как стекло, розовый фуксин испаряется, а черно-серый кобальтовый рисунок превращается в ярко синий со множеством тончайших полутонов. Гжельские мастера насчитывают 20 оттенков синего цвета после обжига. В процессе обжига глазурь намертво схватывается и с черепком, и с рисунком, поэтому подглазурную роспись называют вечной. Рисунку теперь не страшны ни жара, ни солнце, ни морозы, ни влага.

Золочение. Иногда для того, чтобы придать изделию более изящный и торжественный вид, рисунок обводят по контуру тонкой линией золотой краски, либо украшают дополнительными узорами или надписями, выполненными позолотой. После золочения изделия обжигаются третий раз, при температуре 850º.

 

Как мы видим, весь процесс создания изделия проходит вручную. Нет ни одного не важного, второстепенного этапа, на каждом из них мастера, живописцы, художники передают изделию тепло своих рук, мастерство и талант, поэтому каждое произведение является своего рода посланием «от сердца к сердцу».