В этой части нашего цикла материалов истории гжельской росписи мы расскажем о приемах и технологиях, применяемых мастерами ремесла для создания уникальных предметов, которые по праву могут называться произведениями искусства.
Техника гжельской росписи: приемы, элементы, создание предметов
Сочетание правильного мазка, традиционных орнаментов и грамотного обжига позволяет создавать настоящие произведения искусства в технике гжель. Значение имеет каждая деталь - от выбора рисунка до владения кистью.
Приемы росписи
Основными способами нанесения рисунка для представителей ремесла остаются:
- Ситчик. Техника детальной прорисовки мелких деталей. Художник выполняет ее тонкой кистью с длинным ворсом.
- Мазок с тенью. Художник набирает на кисть белую и синюю краску в точно рассчитанных пропорциях для получения красивых теней, придающих рисунку объем.
- Китайский мазок. Основная техника, позволяющая получить мазки с несколькими оттенками одновременно. Для этого используют широкую кисть, которой безотрывно ведут по рисунку, нажимая на нее с различной интенсивностью и периодически проворачивая вокруг оси. Получается плавное угасание цвета, переход от сочного густого синего к почти прозрачному голубому.
Художник должен уметь рассчитывать ширину, плотность и направление мазка, точно переходить между светлыми и темными оттенками, работать со светотенью. Именно поэтому мастера, владеющие этим искусством, так высоко ценятся в промысле.
Орнаменты
Два ключевых мотива, прославивших бело-голубую гжель - роза и птица. Старинные мастера называли цветок «агашкой» - от популярного в то время женского имени Агафья. Так роза стала символом женской красоты, гордости, неприступности. Это один из самых сложных рисунков росписи, поскольку он выполняется разными мазками: ни один не должен быть похож на предыдущий.
Волшебная синяя птица - еще один популярный мотив, символ удачи, силы, свободы и надежды. Их рисуют широкими сильными мазками, которые делают рисунок динамичным: кажется, что птица вот-вот взлетит.
В числе других популярных для гжели изображений следующие:
- орнаменты в виде капель, штрихов, плавных завитков, травинок;
- цветы, бутоны, колосья, ягоды;
- птицы и животные - в основном мифические;
- сюжеты из народного быта;
- пейзажи, виды деревень и церквей.
По мнению некоторых историков и искусствоведов, стилистика гжельской росписи очень похожа на рисунки в древних старообрядческих книгах, поэтому есть мнение, что она несет в себе глубокий сакральный смысл.
Технология
Золотое правило росписи - рисунок выполняют строго вручную. Мастера используют кисточки разной длины и ширины, а также стеклянную палитру для смешивания оттенков на основе окиси кобальта. Сам кобальт - черного цвета: нужный оттенок синего он приобретает сразу после обжига.
Рисунок наносят под глазурь, после чего изделие покрывают составом белого цвета и обжигают при температуре 1400 градусов. При высоких температурах орнамент становится ярким, в выбранных тонах голубого и синего, глазурь - прозрачной и глянцевой, а фарфоровая или керамическая поверхность - прочной. Если мастеру нужно нанести золотой или платиновый декор, изделие после обработки обжигают снова.
Несмотря на сформировавшуюся технику рисования и «азбуку мазков» каждая роспись в технике гжель уникальна. Именно разнообразие в рамках строгих правил, неизменно вызывает восхищение у тех, кто влюблен в этот народный промысел.