История промысла

История промысла берет свое начало всего в 60 км к юго-востоку от Москвы, в уникальном месте с кратким названием, известным каждому русскому человеку — Гжель.

Исторически под этим названием подразумевается не город, не деревня (хотя деревня с таким названием тоже имеется), а регион, издавна славившийся залежами высококачественной глины.

Есть несколько версий происхождения названия «Гжель», как промысла, так и все местности в которой расположено более 30 сел и деревень. Одна из них — это созвучие с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Однако, по версии этнографов и лингвистов, название «Гжель» имеет прусские корни и означает дословно «густо поросшее травой место», так как здесь проживали угро-финские племена.

Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права, потому как Гжель принадлежала императорскому двору. Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России.

Почти 7 веков здесь трудятся мастера и ремесленники.

Традиции промысла, переходящие из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в каждую эпоху что-то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас известен во всем мире.

Итак, какие же основные вехи определяют развитие гжельского промысла, давайте вместе пройдемся по самым значительным периодам его развития.

1318 год
Присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение. Предположительно, это послужило стимулом для развития гончарного производства на этих землях. Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.
1339 год
Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в завещании Ивана Калиты, в котором он наследует керамические доходные мастерские своему сыну. Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей.
1663 – 1666 годы
Во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель становится эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России.
1691 год
При Петре I приходит мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.
1710 год
Гжельская волость полностью приписывается к Аптекарскому приказу для производства химической посуды.
1724 год
Петр I издает указ о производстве посуды из белой глины. В указе отмечалось, что те, кто будет делать из белой глины «ценинную всякую посуду и табашные трубки», получат привилегии. В этот же год купец Гребенщиков Афанасий Филиппович открывает первую фабрику керамики в Москве, материал приобретает в Гжели. Фабрика становится первой по производству майолики в России. Поскольку для работы на фабрике привлекались работники из гжельских крестьян, гжельцы также начинают самостоятельно осваивать производство майолики, составляя конкуренцию фабре Гребенщикова. Когда в 1774 году фабрика закроется, Гжель останется единственным местом производства майолики.
1744 – 1748 годы
По велению Екатерины I М.В. Ломоносов и Д.И. Виноградов начинают работы по изысканию рецепта отечественного фарфора. В поисках беложгущихся глин Дмитрий Виноградов по рекомендации Гребенщикова А.К., направляется в Гжель. В 40-50е года гжельская глина изучалась на Императорском фарфором заводе и в 1763 году была высоко оценена Ломоносовым: «едва ли есть земля более чистая».
1790 – 1801 годы
Успех гжельской майолики падает из-за большой конкуренции на рынке керамики. Это повлекло за собой поиск новых решений. Уже к началУ 19 века гжельцы находят необходимые компоненты, а также их соотношение и нужный температурный режим обжига для производства полуфаянса. Это становится значимым событием в жизни страны. Меняется также и характер росписи: от пятицветия майолики к синей росписи по белому: используя одну краску гжельские мастера могут получить до 30 оттенков.
1802 год
В деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.
1810 год
В деревне Ново-Харитоново основывается первый крупный фарфоровый завод местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.
1814 – 1830 годы
Насчитывается уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее «Объединение «Гжель».
1860 – 1900 годы
Ознаменованы промышленным переворотом. С его переходом от ручного труда к машинной индустрии наблюдался общий экономический подъем, но одновременно фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.
Начало 20 века
Художественная сторона промысла угасает – производства перешли на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики после войны с Японией в 1904 –1905 годах.
1918 год
Переход предприятий гжельских заводников в ведение государства.
1929 год
В деревне Турыгино создается артель по выпуску художественной керамики, под названием «Вперед, керамика!».
1932 год
В Речицах основывается завод Всеко-Художник, на котором начал в роли художественного руководителя свою деятельность А.Б. Салтыков. Он активно изучал художественную керамику и не было в то время другого такого профессионала в этой области. Благодаря его стараниям и его сподвижницы Н.И. Бессарабовой произошло возрождение забытых традиций.
1937 год
Происходит слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель под названием «Художественная керамика», выпускавшую фарфор.
1941 – 1945 годы
Заводы приостановили свою деятельность из-за близости прохождения линии фронта. После окончания Великой отечественной войны Турыгинский завод становится родоначальником бело-синего фарфора.