Top.Mail.Ru

История промысла

Традиции, переходящие из поколения в поколение, создали бренд, известный во всем мире, как «белое золото»

Традиции промысла, переходящие из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в каждую эпоху что‑то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас известен во всем мире.
Итак, какие же основные вехи определяют развитие гжельского промысла, давайте вместе пройдемся по самым значительным периодам его развития.

История промысла берет свое начало всего в 60 км к юго-востоку от Москвы, в уникальном месте с кратким названием, известным каждому русскому человеку — Гжель.
Исторически под этим названием подразумевается не город, не деревня (хотя деревня с таким названием тоже имеется), а регион, издавна славившийся залежами высококачественной глины.

Есть несколько версий происхождения названия «Гжель», как промысла, так и всей местности в которой расположено более 30 сел и деревень. Одна из них — это созвучие с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Однако, по версии этнографов и лингвистов, название «Гжель» имеет прусские корни и означает дословно «густо поросшее травой место», так как здесь проживали угро-финские племена.

Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права, потому как Гжель принадлежала императорскому двору. Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России. Почти 7 веков здесь трудятся мастера и ремесленники.

1318 год

Присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение. Предположительно, это послужило стимулом для развития гончарного производства на этих землях. Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.

1339 год

Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в завещании Ивана Калиты, в котором он наследует керамические доходные мастерские своему сыну. Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времен первых поселений.

1663 – 1666 годы

Во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель становится эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России.

1691 год

При Петре I приходит мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.

1710 год

Гжельская волость полностью приписывается к Аптекарскому приказу для производства химической посуды.

1724 год

Пётр I издает указ о производстве посуды из белой глины. В указе отмечалось, что те, кто будет делать из белой глины «ценинную всякую посуду и табашные трубки», получат привилегии. В этот же год купец Гребенщиков Афанасий Филиппович открывает первую фабрику керамики в Москве, материал приобретает в Гжели. Фабрика становится первой по производству майолики в России. Поскольку для работы на фабрике привлекались работники из гжельских крестьян, гжельцы также начинают самостоятельно осваивать производство майолики, составляя конкуренцию фабрике Гребенщикова. Когда в 1774 году фабрика закроется, Гжель останется единственным местом производства майолики.

1744 – 1748 годы

По велению Екатерины I М.В. Ломоносов и Д.И. Виноградов начинают работы по изысканию рецепта отечественного фарфора. В поисках беложгущихся глин Дмитрий Виноградов по рекомендации Гребенщикова А.К., направляется в Гжель. В 40-50е года гжельская глина изучалась на Императорском фарфором заводе и в 1763 году была высоко оценена Ломоносовым: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

1790 – 1801 годы

Успех гжельской майолики падает из-за большой конкуренции на рынке керамики. Это повлекло за собой поиск новых решений. Уже к началу XIX века гжельцы находят необходимые компоненты, а также их соотношение и нужный температурный режим обжига для производства полуфаянса. Это становится значимым событием в жизни страны. Меняется также и характер росписи: от пятицветия майолики к синей росписи по белому: используя одну краску, гжельские мастера могут получить до 30 оттенков.

1802 год

В деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.

1810 год

В деревне Ново-Харитоново основывается первый крупный фарфоровый завод местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию российских фарфорозаводчиков.

1814 – 1830 годы

Насчитывается уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффордшире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музейном пространстве Объединения «Гжель».

1860 – 1900 годы

Ознаменованы индустриальной революцией. С переходом от ручного труда к машинному производству наблюдался общий экономический подъем, но одновременно с этим наступает закат гжельского народного художественного промысла с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.

Начало 20 века

Художественная сторона промысла угасает — производства все больше переходят на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики после войны с Японией в 1904 –1905 годах.

1918 год

Были национализированы все сохранившиеся в Гжели керамические предприятия: Куринова и Фартального, Акулиных, бр. Дунашовых, Маркина, Храпунова-Нового, Барминых, Качинкина. В период нэпа бывшие гжельские заводчики стали арендовать принадлежавшие им ранее заведения и использовать наемный труд. Мелкие предприниматели выпускали продукцию низкого художественного уровня из слабо обожженной глины с холодной росписью.

1929 год

В деревне Турыгино создается артель по выпуску художественной керамики, под названием «Вперед, керамика!».

1932 год

В п. Речицы по инициативе талантливого гжельского керамиста В.Г. Монахова был основан керамический завод «Всекохудожник». С 1934 по 1941 год его художественным руководителем был А.Б.Салтыков. Проведенная Салтыковым А.Б. работа по возрождению русской керамики открыла путь к изучению национального наследия, в том числе и народного искусства. Благодаря сподвижнице Н.И. Бессарабовой и его стараниям произошло возрождение забытых традиций.

1937 год

Происходит слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель под названием «Художественная керамика», выпускавшую фарфор.

1941 – 1945 годы

1941 год. Производство было законсервировано.
1942 год. Стали выпускать электротехнический фарфор и простую цилиндрическую кружку.
1944 год. В артели «Художественная керамика» работают четыре-пять мастериц, рисуют на кружках с двух сторон цветок-василек или колокольчик.
1946 год. Организованы курсы художественной росписи по фарфору, которые способствовали приобретению теоретических знаний и практического опыта в овладении разнообразными приемами традиционной гжельской росписи. Далее последовало постепенное возрождение Гжельского промысла.

Подпишитесь на рассылку новостей и узнавайте самое интересное первыми