Гжель - один из самых удивительных и узнаваемых русских народных промыслов. Завораживающие плавностью узоры в голубых и синих оттенках на белой керамике и фарфоре продолжают очаровывать поклонников ремесла и сегодня.
История возникновения гжели насыщена переменами и событиями. Однако несмотря на потрясения этот народный промысел удалось сохранить и даже создать особенный стиль росписи, уместной и в современных реалиях. Техника, особенности мазков, подбор цвета - каждый этап оформления посуды, игрушек и предметов интерьера в технике гжель невероятно интересен и достоин самого пристального внимания.
Данной статьей мы запускаем цикл познавательных материалов, которые позволят познакомиться с историей искусства от ее истоков до наших дней.
История гжели
Ремесло было названо в честь села Гжель, расположенного примерно в 60-ти километрах от Москвы в сторону Казани. Однако росписью занимались не только там, но и в соседних поселениях, которые позже объединили в так называемый «Гжельский куст» из 27 деревень - помимо Гжели, особенно прославились Речицы, Турыгино, Бахтеево, Жирово, Кузяево и Новохаритоново. До революции 1917 года часть «Гжельского куста» находилась на территории Богородского, часть - на территории Броннидского уезда. Сегодня все деревни, где был распространен народный промысел, находятся в составе Раменского городского округа.
История гжельской керамики началась чуть раньше, чем путь традиционной росписи: уже в 1318 году здесь активно развивалось гончарное ремесло - а еще через двадцать лет князь Иван I Калита, присоединивший гжельские земли к Московскому княжеству, завещал местные керамические мастерские своему сыну.
В середине XVII века в истории Гжели появилась новая глава: местные чистые белые глины были высоко оценены царем Алексеем Михайловичем, который повелел делать из них алхимические и медицинские сосуды для Аптекарского приказа. Ремесло этим не ограничивалось: в селах «Гжельского куста» продолжили делать игрушки, печные изразцы, посуду, гончарные трубы и кирпич.
В 1710 году Гжельскую волость полностью приписывают к Аптекарскому приказу, чуть позже - император Петр I отдает приказ о предоставлении привилегий для ремесленников, делающих посуду и курительные трубки. Спустя почти 15 лет в Москве открывается фабрика, где впервые в России начинают производить майолику - сырье также привозят из Гжели.
Конец XVIII века - еще один важный этап в развитии гжельского народного промысла. В это время около деревни Володино сумели найти состав белой фаянсовой массы и разработать уникальную технику изготовления фарфора. Уже в 1830-1840 годах на территории «Гжельского куста» работало 50 фарфоровых заводов и 30 художественных мастерских.
К концу XIX столетия большинство гжельских фабрик пришли в упадок, не выдержав конкуренции с заграничной керамикой и фарфором, либо не справившись с модернизацией производства. События первой половины XX века также затормозили развитие отрасли.
Очередной значимый период в истории гжельского народного промысла начался с его возрождения в 1945-1949 годах. Огромный вклад в восстановление и создание техники сине-белой росписи, прославляющей ремесло сегодня, внесли художница Наталья Ивановна Бессарабова, а также искусствовед Александр Борисович Салтыков, составивший уникальный атлас «гжельских мазков».
Продолжение, в котором можно узнать о том, какая палитра цветов характеризует роспись Гжель, уже можно прочитать на нашем сайте ⟶