В продолжении нашего рассказа об истории и традициях гжельского народного промысла мы поговорим о традиционной палитре, которую используют мастера для создания сказочных и узнаваемых образов, захватывающих внимание людей по всему миру.
Роспись гжель: палитра
Традиционная для «новой гжели» сине-белая гамма установилась в истории промысла далеко не сразу. Первые работы мастеров «Гжельского куста» были цветными; игрушки и изразцы расписывались в теплых оттенках, а основными для майолики XVIII века стали сочетания желтого, синего, зеленого и вишневого на белом фоне.
Только во второй половине XIX века гжельские художники стали использовать синюю краску из окиси кобальта. Выбор был обусловлен не только красотой оттенка: синий кобальт оказался единственной краской, не выцветающей при обжиге в условиях высоких температур. Сегодня же художники работают почти с 30 оттенками синего и голубого цветов, при этом название «гжельский кобальт» прочно закрепилось за палитрой.
Сегодня выделяют три цветовые разновидности росписи в технике гжель:
- Цветная надглазурная. Рисунок наносится поверх глазури с последующим обжигом. Для композиции используют яркие краски, которые дополняют декоративными платиновыми и золотыми мазками и декором. Сегодня эту технику по-прежнему используют для нарядных, подарочных изделий и наборов посуды.
- Глухой фоновый кобальт. Фоном для росписи в такой гамме служит темно-синяя глазурь, поверх которой наносят рисунок белой краской. Такой орнамент смотрится изысканно и торжественно благодаря глубокому оттенку базы.
- Белый костяной фарфор (белье). Белоснежные изделия практически без декора. Допускается тонкая кайма или роспись золотом и платиной либо небольшие аккуратные рисунки.
Наибольшей популярностью пользуется традиционная, бело-голубая роспись, с узорами всех оттенков синего на белоснежном фоне. Сегодня стиль, сформировавшийся почти 80 лет назад, стал визитной карточкой этого удивительного народного промысла.
В следующей части читайте о технике гжельской росписи: какие приемы используют мастера для создания неповторимых узоров и какие элементы чаще всего используются в традиционной росписи ⟶