Top.Mail.Ru

Узоры Гжели: Символика и Красота в Каждом Рисунке - Часть 1

Завораживающая бело-синяя гамма, плавные завитки и линии, очаровательные картины русского быта - гжель по праву стала самым известным видом традиционной росписи. Мастера, владеющие этим искусством, никогда не наносили рисунки хаотично или небрежно: все композиции тщательно продуманы, а каждый элемент наносится строго в определенной технике, за которой стоит история длиной в столетия. Именно поэтому знаменитые узоры гжели вызывают искреннее восхищение: их насыщенность, красота и гармония передают искреннюю любовь создателей к родному краю.

Гжельские узоры и орнаменты: история

История сине-белой гжельской росписи началась значительно позже, чем история местной керамики. Изначально мастера Гжельского куста создавали однотонную гончарную и аптекарскую посуду, трубы, кирпич и примитивные детские игрушки из знаменитых местных глин. В 18 веке мастера начали расписывать свои творения, используя растительные мотивы и яркие, насыщенные цвета по белому фону - желтые, лиловые, синие, коричневые.

Сине-голубая палитра, благодаря которой гжель известна сегодня, стала популярной только в двадцатых годах 19 века, когда начали использовать краску на основе окиси кобальта. Красота росписи, напоминающей морозные узоры, вдохновила работников живописных и керамических мастерских остановиться на этой цветовой гамме.

Гжельский промысел пережил упадок, революцию, национализацию производства и даже остановку керамической отрасли. Однако уже в сороковых годах 19 века начинается возрождение ремесла и третий этап развития знаменитой росписи. Особый вклад в сохранение традиций и дальнейшее развитие канонов росписи внесли историк и теоретик русского искусства Александр Борисович Салтыков и художница Наталья Ивановна Бессарабова.

Александр Борисович, доцент керамического факультета Высшего художественно-технического института, был вынужден поселиться в Гжельском кусте из-за запрета на проживание в Москве. Изучая изделия местных мастеров, он заметил значительные расхождение с прежними канонами и отсутствие четкой техники. Постепенно, на основе образцов местной керамики 18-19 века и с помощью московских художников, Салтыков систематизировал и буквально создал принципы росписи заново - так появилась знаменитая «Азбука мазков».

Вместе с Александром Борисовичем над возрождением гжельского промысла работала и Наталья Бессарабова. Вдохновившись кобальтовой росписью на фарфоре и полуфаянсе 19 века, она сумела привнести новые элементы в традиционные узоры - крупные формы, пластичные линии, насыщенные мазки. Обновленная техника, которой Наталья Ивановна обучала гжельских мастериц, используется в оформлении посуды и декора и сегодня.

Техника нанесения узоров гжели

нанесение гжели

Один из секретов красоты гжельской росписи - особая техника мазка. Мастера используют три вида линий и штрихов:

  • Ситчик. Краску набирают на кисть с длинным тонким ворсом. Ей прорисовывают мелкие элементы и легкие орнаментальные линии. Пример - коллекция «Ситец», где небольшие, напоминающие фиалки цветы, расположены на тонком геометрическом рисунке, напоминающем сетку.Ситчик.jpg
  • Китайский мазок. Выполняется широкой кистью без отрыва от рисунка - линия получается плавной, с постепенным угасанием цвета. Мастера могут использовать два оттенка краски для объемного, насыщенного изображения.Китайский мазок.jpg
  • Мазок с тенью. На кисть берут сразу белую и синюю краску, благодаря чему создается плавный и естественный штрих. Синий цвет остается насыщенным и густым, а белый создает красивый ореол.
  • Мазок с тенью.jpg

Мастера редко используют только один вид мазка в росписи. Каждая композиция и сюжет - сочетание линий и штрихов разной толщины и цвета, позволяющих получить красочное, сказочное изображение.

Подпишитесь на рассылку новостей и узнавайте самое интересное первыми